Орнаменты

Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты ысыаха, домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания, основанные в духе эстетических требований народа, его философских взглядов. Языком орнамента создавались художественные образы, понятные широкой массе населения. С течением времени содержание многих орнаментов забылось и современным исследователям потребуется много кропотливой работы для разгадки содержания хотя бы их части. Некоторые орнаменты стали традиционными без всякого разъяснения.

Изобразительные средства якутов очень разнообразны. Их мотивы зависят от того, для таких изделий они предназначены и отсюда их виды. Например, для украшения одежды используются растительные узоры, их краски, они исполняются посредством вышивки. Для бытовых изделий, деревянной посуды употребляются углубленно вырезанные прямые геометрические конфигурации. Исключение составляет женская утварь, например, вещи для хранения предметов шитья. Здесь используются сложные орнаменты: растительные узоры (ветки, листья), солнце, изображение сердца, почек и т.д. В гравировке на металле (железо, медь, серебро) наряду с геометрическими линиями используются растительные узоры.

Кроме того, в произведениях якутского прикладного искусства вместе с орнаментами изображают различные сюжетные рисунки с геральдическими значениями: конечеловек-единорог, лев, лошадь, фольклорное святое дерево Аал-Луук Мае, птицы (орёл, лебедь, кукушка, гоголь) и т.д.

В материале статьи использованы научные труды:
1. Р.С.Гаврильева, искусствовед (http://www.sitc.ru/culture/ornament/russian.htm)
2. ww.altaiinter.info/project/culture/Mythology/Culture%20and%20Religion/Shamanism/monogr21.htm#4_2
3. Гоголев А.И. (http://turkolog.narod.ru/)
4. Людмила Жукова. Исторические корни шаманизма (http://sakhaopenworld.org/ilin/1993-94/40.htm)
5. Панорама культурной жизни регионов России в сети Интернет. Республика Саха (Якутия) – М. 2002. – С.122