Ритуалы

В традиционной культуре народов Якутии до конца XVIII в. не происходили существенные изменения. С учётом этого в данном разделе даётся общая характеристика культуры коренных народов края XVII – XVIII вв.

Чукчи. Русские впервые столкнулись с чукчами в середине XVII в. В 1642 г. казак Иван Ератов с отрядом встретил их к западу от Колымы на р. Алазее. В 1644 г. был основан Нижнеколымский, а в 1649 г. Анадырский остроги. Отсюда русские вошли в соприкосновение с чукчами.

В XVII в. чукчи являлись наиболее крупным этносом северо-восточной Сибири. Они занимали область, лежащую на востоке и юго-востоке от низовьев Колымы, которая гигантским клином разделяет Ледовитый океан и Берингово море. Приход русских не остановил продвижения оленных групп чукчей на запад, продолжавших теснить и ассимилировать юкагиров. Не помогла постройка Нижнеколымского и Анадырского острогов, фактически взявших юкагиров под свою защиту. Это стало одной из причин русско-чукотских военных столкновений, особенно обострившиеся в XVIII в. Так, в марте 1730 г. у р. Парень чукчи разгромили специальный отряд казачьего головы А. Шестакова из 150 человек. Погиб сам голова. В том же году отряд Павлуцкого из 500 человек прошелся по чукотским поселениям, опустошая их и угоняя тысячи оленей. Но чукчи не были покорены. В 1743-1747 гг. Д. Павлуцкий организовал 4 похода на них. Во время последней карательной экспедиции погиб сам воевода. Но и на этот раз чукчи не были покорены. Эти походы продолжались до 1752 г. Л. Н. Гумилёв чукчей отнёс к т.н. “некомплиментарным” народам Сибири.

Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга открыла северо-западные берега Америки и часть Алеутских островов. Она установила дорогу к ним, минуя Чукотку, морем через Охотск и Камчатку. Это приостановило организацию военных походов на Чукотку. С 1755 г. с чукчами установились мирные отношения. Но на территории чукчей, как отмечает Ф.Г. Сафронов, "ясачные зимовья и остроги не были поставлены и русские за ясаком в их стойбища не ходили". Они приносили ясак по доброй воле и числились подданными Русского государства лишь номинально. В 1771 г. Анадырский острог, как дорогостоящий казне, был ликвидирован. Зато оживились торговые связи с ними. Это способствовало постепенному сближению чукчей с русскими. Была организована Анюйская ярмарка, проходившая в марте. Сюда приносили ясак, сколько считали нужным, рассматривая его как взнос за право торговли, глубинные чукчи вообще ничего не платили. Устав 1882 г. узаконил это положение, согласно которому чукчи и впредь должны были платить "по собственному произволу". Такое положение фактически осталось до установления советской власти. Зато восточноевропейская цивилизация мало коснулась их, и первобытно-патриархальный быт у чукчей не был поколеблен.

Чукчи подразделялись на две обособленные в культурно-хозяйственном отношении группы: пастухов-оленеводов, кочевавших в тундре, и морских зверобоев, оседло живших на побережье океана.

Чукотское оленеводство имело ряд особенностей, характеризующих его как ранний этап одомашнивания оленей. Оно также не знало пастушеской собаки.

Основной формой поселений оленеводов были стойбища, состоящие из нескольких переносных жилищ шатрового типа - яранг. Они располагались в ряд, вытянутый с востока на запад. Первый в ряду с востока ставилась яранга главы кочевой общины. Остовом жилища служил каркас из деревянных жердей. Сверху его покрывали покрышками, сшитыми из оленьих шкур шерстью наружу, и обтягивали ремнями. Пол устилали шкурами. Внутри яранги устраивались помещения для отдельных брачных пар - пологи. Для его освещения и отопления пользовались жировой лампой-плошкой с фитилем изо мха. Для приготовления пищи в общей части яранги разводили костёр. Чукчи использовали оленя только в упряжке. Нарты были двух типов: легкие (ездовые) и тяжелые (грузовые). Управляли оленями ременной вожжей, пристегнутой справа, и длинным хлыстом.

Источник: А.И. Гоголев. "История Якутии" http://yakutia.sakhaweb.ru/?category=all&altname=tradicionnaya_kultura_a...