Археологические памятники

Надмогильные сооружения. Бравина Р.И., д. ист. н.

Надмогильные памятники ХVII-ХIХ вв. представляют собой деревянные сооружения, которые по конструктивным особенностям можно разделить на 6 типов.
1 тип - чардаат. Из зафиксированных в протоколах раскопок надмогильных сооружений половину составляют памятники типа чардаат (фото 1). Само название чардаат - аналогично общетюркскому чарлак, чардак, чардуган, чордевар, что означает чердак, надмогильное сооружение, ограда вокруг могилы (Антонов, с.150-151). По словарю Э.К.Пекарского "чардааттаах киси унгуога (чардатное погребение) - это квадратное место, огороженное частоколом для могилы, квадратная деревянная постройка на могиле, могильный памятник" (ПЭК, ст.3580).
Первый вариант данного типа представлял собой низкий четырехугольный сруб, крытый двускатной крышей в виде шалаша (рис.2,а). Сруб обычно составлялся из 3-5 венцов бревен, углы которых прорубались в обло (як. хабарга муннук или моойторук муннук). Сверху сруб перекрывали настилом из кругляков, поверх которых клали сшитые берестяные пластины, после чего засыпали нетолстым слоем земли. Двускатная крыша сооружалась из тонких жердей или досок. Для этого с наружной стороны торцовых стен ставилось по одному столбику с четырехгранными в сечении тонкими концами, на которые надевалось массивное бревно, стесанное в два ската. Доски крыши верхней стороной опирались на бревно-слегу, а их нижние концы вставлялись в продольные пазы верхних бревен длинных сторон сруба или же упирались на землю. Затем на столбики одевался желобчатый конек, который плотно придавливал верхние концы двускатной крыши (рис.2,б). Конек крыши чардаата стесывался различным образом - в грани или полукругом, мог иметь вогнутые или выгнутые формы, обычно один конец его завершался изображением конской головы (рис.4, а), иногда нижние концы досок оформлялись в виде стрел, рогов, копий (рис.4, б).

Основу конструкции второго варианта вышеуказанного типа составлял довольно массивный сруб из бревен или жердин. Двускатная крыша сооружалась из плах и увенчивалась традиционным желобчатым коньком или простым массивным бревном. На рис. 5 чардаат из родового кладбища родоначальника Аба Уос Дьорго.

Архитектурным своеобразием третьего варианта чардаата является сруб из бревен-тонкомеров, сложенный в 8-11 венцов (погр. 1-№ 23, 135 и 138). Например, сруб погребения №135 состоит из II венцов и имеет размеры 2,9 х 1,6 м. Стены, постепенно ссуживаясь кверху, образуют двускатную крышу. Общая высота сооружения 1,5 м. Стены у основания двойные, каждая сложена в 4 венца. Чардаат первоначально увенчивался массивным коньком, остатки которого разбросаны вокруг могилы. Сооружение обнесено традиционной для якутских могил оградой: на столбики с заостренными концами продеты продольные бревна диаметром 15 см. Параметры изгороди 3,7 х 2,5 м (рис.6).

П тип надмогильных памятников якутских погребений составляют сооружения, имеющие внешнее сходство с якутской зимней юртой балаган (рис.7). По материалам раскопок подобного типа сооружения характерны только для бывшего Ботурусского улуса (ныне Чурапчинского и Таттинского улусов) (1-№ 1, 80, 81, 82, 83, 114, 115, 116, 191). Судя по имеющимся этнографическим и графическим описаниям, несущими конструкциями надмогильных памятников данного типа являлись 4 угловые столбы, образующие контур сооружения (рис.8 а). Стенки составлялись из вертикально поставленных коротких бревен, имеющих по середине или ближе к верхнему концу прорубленные отверстия, через которые пропускались связующие их поперечные жерди. Сверху сруба имелся настил, уложенный на две поперечные балки, опирающиеся на жерди продольных стен. Настил покрывался берестяными полотнищами, затем слоем земли (рис.8 б, в). Иногда сверху сооружалась двускатная крыша из двух или трех обтесанных плах, котоая увенчивалась желобчатым коньком, характерным для чардаат. Приведенное на рис. 9 надмогильное сооружение было обследовано А.А.Саввиным в м. Иэсэрдээх в Болтогинском наслеге Чурапчинского улуса (Архив ЯНЦ, ф.4, оп.12, д.13, л.2). По рассказам местных жителей, могила принадлежала дочери богача Чакыр, невестке Кутуйах Баай . Стены сруба составлены из наклонно поставленных бревен, имеющих посредине отверстия, через которые пропущены четырехгранные в сечении жерди (рис.9 б). Сооружение сверху имело двускатную крышу из продольно уложенных обтесанных плах, которая увенчивалась ажурной доской, заканчивающейся изображением конской головы, ориентированной на запад. Размеры сооружения: длина 3,7 м, ширина 1,8 м, высота стен 1,35 м, общая высота, включая конек, 1,92 м. Внутри данного сооружения имелся второй сруб из обтесанных бревен с настилом из жердин, перекрытых берестой и насыпанных землей толщиной в 0,47 см (рис.9, в). Ш тип надмогильных сооружений якутов объединяет варианты четырехугольных срубов.

Первый вариант этого типа памятников по своей конструкции ничем не отличается от срубной основы чардаата (рис. 10). Иногда встречается дополнительная деталь в виде четырех столбиков, вкопанных вертикально попарно с каждой длинной стороны строения и соединенных сверху поперечными бревнами. По мнению Е.Д.Стрелова, «назначение поперечин может быть объяснено желанием лишить покойника возможности выйти из могилы» (Стрелов, 1927, с.62).

Второй вариант представлен надмогильными постройками ампаар унгуох (букв. надмогильный амбар) в виде бревенчатого сруба с плоской крышей и земляной насыпью, углы которого делались с выпущенными наружу концами бревен (рис.11, а). Надмогильное сооружение погребения Мазары Бозекова (1-№ 10), раскопанного Г.В.Ксенофонтовым в Западно-Кангаласском улусе, представляло собой сруб размерами 4,30 х 3,30 х 1,05 м из толстых бревен, углы которых были соединены в обло. Длина наружных выступов бревен 30 см. Верхний настил сруба состоял из тонких жердей, перекрытых орнаментированной берестой и засыпанных тонким слоем земли. Сверху сооружение скреплялось поперечной связкой коротких толстых жердей, концы которых входили в отверстие врытых в землю небольших столбиков. Внутри первого сруба находился второй - внутренний сруб 3,2 м х 2,0 м, имеющий настил из кругляков, перекрытых берестой и насыпанных землей (Архив ЯНЦ, ф.5, оп.5, д.188, л.191).

Подобные надмогильные строения иногда имели архитектурные своеобразия. Сруб могилы депутата Софрона Сыранова, раскопанный в том же улусе (1-№11), имел размеры 3,5 м х 2,7 м х 2,0 м. Углы сделаны с выпущенными наружу концами бревен. При этом выпуск бревен по длине сруба составлял 70 см, а с торцовых сторон 20 см. Двускатная крыша сооружена по всей длине сруба, включая и концы уголовых сопряжений, сверху имела массивный конек, на обоих концах которого были вырезаны конские головы. На южной стене сруба было прорублено небольшое окно, а с западной стороны приделана дверь. Сруб внутри имел пол из плах; вдоль южной стены стояли лавки, а вдоль западной стены - полка. Здесь же находились обломки небольшого стола. По рассказам местных жителей раньше здесь имелось много различных вещей домашней утвари (Архив ЯНЦ, ф.5, оп.5, д.188, л.195).

1У типом якутских надмогильных сооружений являются многоугольные срубы, имеющие шесть или восемь углов, соединенных в обло. По мнению И.В.Константинова, указанная конструкция появилась после распространения христианства, что подтверждается наличием массивного деревянного креста (Константинов, 1971, с.147). Однако интересен отрывок из эпоса олонхо, где говорится, что богатырь из племени саха Мюгэлю Бёгё завещает похоронить себя в яме с трехстенным срубом и построить на могиле шестиугольный амбар с крышей чардаат (Архив ЯНЦ, ф.5, оп.7, д.6, л. 69). В альбоме этнографических зарисовок М.М.Носова сохранилось изображение двух вариантов этих памятников: с коническим верхом и плоской крышей. Примечательно то, что в них отсутствуют кресты (рис.11 б, в). Для подобных сооружений характерны весьма внушительные размеры. Так, шестиугольный сруб с углами в обло, расположенный возле с. Кюндея Сунтарского улуса, имел следующие размеры: длина каждой из стен 1,95 м, высота сруба 1,63 м, высота креста 1,95 м (фото 12).

В V самостоятельный тип можно объединить надмогильные памятники ХIХ - начала ХХ вв. разнообразной конструкции, связанной с русской архитектурой и строительной техникой. В первую очередь сюда относятся сооружения, углы которых соединены в лапу (як. ньэмиэскэй муннук, букв. угол по-немецки). По мнению исследователей, о заимствованном характере подобной вязки углов свидетельствует не только название, но и полное отсутствие старинных построек с подобными углами (Ионова, 1948, с.104; Зыков, 1986, с.77). Наиболее распространенной конструкцией этого типа являются небольшие четырехугольные сооружения с четырехскатной крышей из досок. Сверху над срубом обычно устанавливался деревянный или железный крест (фото 13). Были распространены также деревянные надмогильные постройки в виде низкой беседки. На фундаменте, состоящем из 2-3 сложенных в лапу бревен по четырем углам вертикально ставились столбы-подпорки, на которых сооружалась дощатая крыша в четыре ската. Между столбами оформлялась ограда из деревянных планок, посередине которой устанавливалась надгробная каменная плита (фото 14). На могиле именитых якутов сооружались надгробные памятники в виде часовни, так называемые чосуобунньа унгуох. Одно из таких погребальных сооружений сохранилось до конца 1930-х гг. в с.Эльгяй Сунтарского улуса (фото 15). Могила принадлежала бывшему голове улуса по имени Арынгах, умершему в начале XX в. По свидетельсту очевидцев, восьмиугольное сооружение высотой 5 м внутри имел домашний интерьер: находились стол, стулья, кровать покойного, хозяйственные полки с посудой и т.д. (Архив ЯНЦ, ф.5, оп.9, д.24, л. 44).

Надгробия сооружались, видимо, и над погребениями коней. На это косвенно указывает наличие следов надмогильных построек, зафксированные в погребениях 1-№ 109 и 111.
Конструкции и размеры надмогильных сооружений зависели от пола, возраста и социального статуса погребенных. С одной стороны выделяются могилы с монументальными и сложными как в архитектурном, так и декоративном плане надмогильными сооружениями, с другой – погребения с сооружениями простейших конструкций, зачастую из необработанных материалов. По этнографическим данным, захоронения младенцев на поверхности земли отмечались горизонтально уложенными короткими бревнами, очищенными от коры, иногда стесанными с двух сторон. Надмогильные сооружения, приведенные в рисунке М.М.Носова под названием «Детские могильники», безусловно, являлись исключением из общего правила и отражали принадлежность похороненных в них детей к семейно-родовому клану с высоким социальным положением и стабильным материальным благосостоянием. Приведенные на рис.16 первые два сооружения находились в родовом кладбище ХУШ в., в м. Эбэ Аана в 1-м Октемском наслеге Западно-Кангалаского (ныне Хангаласского) улуса. Первое из них представляет дощатый сруб размерами 1,5 х 1,0 м. Высота двускатной крыши – 1,0 м. На слеге-коньке вставлено 9 деревянных плошек, «служивших для вливания во время шаманской мистерии жертвенной крови и масла». Сруб обнесен оградой из продольно уложенных бревен. Направление могилы с юга на север. Второе сооружение представляет собой бревенчатый сруб с двускатной крышей из досок. Верхнее бревно-слега стесано в виде лошади. Перед могилой установлена коновязь высотой 1,5 м. Третий и четвертый надмогильные памятники находились в том же улусе на родовом кладбище Мазары Бозекова, на горе Тюкэй Мыраан. Возле первого из них установлена коновязь, на которую навешаны детская люлька и рожок. Другой имеет своеобразный навес: верхние два бревна настила выступают с одного конца почти на 1 м. Между сооружениями установлен столб с изображением птицы (Архив ЯНЦ, ф.5, оп.9, . 24, л.123). Наличие плошек, столбов сэргэ с изображением птицы можно рассматривать как следы ритуальных действий с участием шамана.

Анализ конструкции надмогильных сооружений позволяет сопоставить их с различными видами жилых и хозяйственных построек якутов, распространенных в тот или иной период:
• 1 чардатный тип сооружений напоминает по форме походный шалаш или же традиционный двускатный навес для погреба;
• П тип надмогильных сооружений по своей архитектуре повторяет конструкцию юрты-балагана со стенами из вертикально или наклонно поставленных жердей;
• четырехугольные срубные постройки (иногда с навесом), составляющие III тип могут быть сопоставлены с летними срубными жилищами, распространенными как в заречных, так и в вилюйских улусах;
• IV тип погребальных сооружений берет за свою основу многоугольную жилую или хозяйственную постройку, так называемую бабаарынньа. Подобные многоугольные жилища в альбоме М.М.Носова названы мас ураса - «бревенчатая деревянная ураса» (Архив ЯНЦ, ф.5. оп.9, д.10; рис.25 а, б);
• В V тип входят якутские погребальные сооружения с элементами русской архитектуры и строительной техники.